Системы вентиляции и

кондиционирования

Пн.-Пт. 10.00 - 18.00

СПб, наб. Обводного кан., д. 150

Для Витебска характерно выделение из общей системы доминант групп из двух или трех сооружений, которые стояли рядом. Таким соседством выделялись, например, ратуша, Воскресенская церковь и бернардинский костел.

Благовещенская церковь, доминиканский и приходской костелы; костел и колокольня иезуитского коллегиума; Николаевская церковь и пиарский костел и другие, что придавало своеобразие композиции города.

Проект регулярной перепланировки Витебска составлен в 1778 г. Однако он оказался неудачным и не был реализован. В конце XVIII и начале XIX в. разработаны дальнейшие проекты реконструкции, в соответствии с которыми превратилась планировочная структура. В отличие от некоторых других городов, например Минска и Полоцка, в период классицизма новая планировка значительно видоизменил имеющуюся сеть улиц.

Ликвидировано разветвленная нерегулярная планировочная структура, которая свободно формировалась в течение многих веков соответственно рельефа местности, очертаний русел рек, размещения крепостных стен и башен, другими условиями жизни города.

В новой планировке, которую можно определить как сложную прямоугольной с радиальными элементами, были недостаточно учтены старые коммуникации. Однако на некоторых участках создаваемые магистрали повторили направления улиц, которые уже существовали.

Возникли новые улицы между отдельными, ранее слабо связанными периферийными районами. Одним из результатов регулярной перепланировки появилось формирование нового длительного городского центра, который включил ядро центра феодальной эпохи - ансамбль двух площадей, параллельную Двине главную городскую магистраль, новую торговую площадь, которая завершала это направление, и другие элементы. Кроме того, было заложено несколько площадей в разных частях Витебска - Задвинье, Заручевье (территория к югу от Нижнего замка), Узгоръи и др. За небольшим исключением, они не приобрели роль архитектурно-планировочных центров соответствующих районов.

Объясняется это отсутствием здесь монументальной застройки, удаленностью новых площадей от исторического центра, а также их планировочной разобщенностью. Регулярная планировка сделала существенное влияние на дальнейшее формирование Витебска в эпоху капитализма. Важный результат строительных мероприятий этого периода - расширение общественного центра, прокладка сохранившихся до нашего времени двух магистралей, пересекаются под прямым углом, - условных планировочных диаметров Витебска.

Вдоль них концентрировалось множество торговых и других общественных учреждений, наиболее солидная жилая застройка. Трасса главной улице в взгорье определила меридиональной направление, заложенный еще в конце XVIII - первой половине XIX в. Позже она была продлена на юг через весь район Заручье. При этом возникла необходимость засыпать часть рукава Витьбы, что привело к изменению исторического ландшафта.

Таким образом, навднёвая часть диаметру, обусловленная требованиями транспортной связи районов города между собой, вступила в противоречие с уличной сетью периода классицизма. Новая магистраль нарушила систему кварталов, которая существовала до сих пор, и соединила северную и южную части города. Широтный городской диаметр тоже сложился на основе заложенных еще в эпоху классицизма коммуникаций. Прокладка железной дороги, строительство в 1866 г. вокзала и формирование привокзальной площади вызвали усиление градостроительной роли Вокзальной улице (современная Кирова) система вентиляции и кондиционирования и возведение по ее трассе в 1867 г. каменного моста через Двину.

Так организовалась западная часть городского диаметра. В противоположной стороне магистраль затронула край территории Верхнего замка и продолжилась на восток улицами Замковой и Задунайского.

Соответственно после строительства в конце XVIII в. площади перед иезуитским костелом снова частично нарушен пейзаж холма Верхнего замка. Для второй половины XIX и начала XX в. характерно перестройка, видоизменение некоторых храмов. Так, например, костел святой Варвары, возведенный в 1785 г., коренным образом реконструирован в 1884 году и приобрел эклектичный декор сплит система. Деревянная Николаевская церковь 1799 г. в 1853 г. капитально переделана из того же материала (сгорела в 1904 Г.). В начале XX в. в формах псевдорусском архитектуры возникла Святодуховская церковь женского епархиального училища.

Дальнейшее развитие получила монументальная общественная и жилая застройка, которая определялась новым, более развернутым масштабом. Во многих случаях не считались с существовавшими ценными старыми зданиями. Например, в 1883 года по проекту архитектора Л.П.Каминскага на месте домов губернатора и вице-губернатора на административной площади воздвигнут здание окружного суда.

Среди других, наиболее заметных сооружений этого времени - театр (1845, архитектор М. Чарвински), мужская гимназия (1880 г., архитекторы А. Памонски, М. Карчэвски), отделение Московского международного банка (конец XIX в., Архитектор Ц .В. Кибардин), духовная семинария (1890, архитектор А. Кляменцьев), женское епархиальное училище (1902 г., инженеры А. К. Павловски, П. А. Винаградав), Земельно-крестьянский банк (1917 г., архитектор К. К. Тарасав).

В 1911-1912 гг. по проекту известного российского зодчего И.А.Фамина был построен обелиск в честь российских воинов, участников сражений под Витебском в войну 1812 г. Монумент располагался на Дворцовой площади перед дворцом генерал-губернатора на высоком левом берегу сплит Двины. Выбор места для памятника служил образцом ансамблевого решения: поставленный на оси симметрии дворца и, кроме того, на оси Дворцовой улице (современная Советская), обелиск завершал ее видовую перспективу. В 1920-1930-ых гг. в исторической части города возведен ряд общественных и жилых зданий. Несмотря на более крупный масштаб, по сравнению с застройкой XVIII-XIX вв., они не исказили композицию исторического района.

Полезная информация